05.02.2024
Познавательное развитие.
Программное содержание. Познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить). Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно к книгам.
Материал. Кукла, бумажные ленты и ленты из ткани у воспитателя (лучше, если бумажная лента у воспитателя будет из гофрированной бумаги яркого цвета) и на каждого ребенка; предметы, сшитые из ткани и склеенные из бумаги.
Словарь: бумага, ткань, мнётся, рвется, прочный – непрочный, мягкая, твердая.
Ход занятия.
Воспитатель приносит в группу куклу.
- Посмотрите, к нам пришла кукла Катя. Она сегодня идет к подружке на день рож-дения и хочет, чтобы мы завязали ей бантик. Она принесла вот такую бумажную ленту и просит завязать из нее бантик. Я ей говорю, что из бумажной ленты бантик не получится, а она не верит, говорит, что эта бумажная лента очень красивая и подходит к ее платью.
- Как вы думаете, ребята, получится из бумажной ленты бантик или нет? (Предполо-жения детей.)
- Чтобы Катя убедилась, что из бумажной ленты бантик не получится, давайте попробуем его завязать.
Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.
- Ребята, что произошло с бумажной лентой? (Она порвалась.)
- Почему порвалась бумажная лента? (Вы сильно потянули. Другие предположения детей.)
- Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная. Скажите все вместе это новое слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально по просьбе воспитателя.)
- Саша, почему порвалась бумажная лента? (Потому что она непрочная.) А ты, Ира, как думаешь?
- Вот, видишь, Катя, не получился бант из бумажной ленты, потому что бумага непрочная, она рвется. Но ты не расстраивайся, у меня есть лента из ткани. Давайте, ребята, попробуем завязать бантик из этой ленты.
Воспитатель завязывает бант из капроновой ленты и приговаривает: «Вот как сильно потяну ленточку, чтобы бантик не развязался».
- Ребята, лента из ткани порвалась? (Нет.)
- А как вы думаете, почему бумажная лента порвалась, а лента из ткани не порвалась? (Предположения детей.) .
- Бумажная лента порвалась, потому что бумага какая? (Непрочная.) А лента из ткани не порвалась, потому что ткань какая? (Прочная.) Повторите слово «прочная»все вместе. (Дети повторяют новое слово хором и индивидуально.)
Далее воспитатель предлагает каждому ребенку взять в правую руку ткань, а в левую бумагу, потереть их пальчиками, закрыть глаза и «запомнить», какая на ощупь бумага и какая ткань. Дети выясняют, что ткань мягкая, с ворсинками, а бумага твердая.
Затем совместными усилиями выясняют, как «разговаривают» бумага и ткань (бумага шуршит, ткань не издает звуков).
- Теперь, ребята, возьмите бумажную ленту за края и потяните ее. (Если дети не поймут, что нужно делать, воспитатель должен показать на своей ленте.)
- Что произошло с бумажной лентой? (Она порвалась.)
- Почему бумажная лента порвалась? (Потому что она непрочная. Воспитатель должен спросить нескольких детей.)
- А теперь возьмите ленту из ткани и потяните ее. Лента из ткани порвалась? (Нет.)
- А почему? (Потому что она прочная.)
- У вас на столах есть еще одна бумажная лента. Положите ее на ладошку, сожмите в кулачок, потом разожмите. Что произошло с бумажной лентой? (Она помялась.)
- Да, бумага не только рвется, она еще и сильно мнется. Попробуйте ее разгладить. Получилось? (Нет.) Не разглаживается бумажная лента.
- А теперь положите на ладошку ленту из ткани, сожмите кулачок, разожмите. Лента из ткани помялась? (Помялась, но немного.)
Дети выясняют, что бумага мнется легче, чем ткань. Пробуют их расправить: бумага остается мятой, а ткань разглаживается, остается гладкой.
Вместе с воспитателем дети выясняют, что может случиться если испачкать и постирать (бумажная лента размокнет, а лента из ткани намокнет). Дети делают вывод: ленту из бумаги придется выбросить, ленту из ткани можно высушить и погладить. Воспитатель разглаживает утюгом ленту из ткани.
-. Вот, Катя, теперь ты будешь знать из какой ленты лучше завязать бантик. Из бумажной ленты не завязывай. Почему, ребята? (Потому что она рвется, непрочная и мнется.) А вот из ткани бантик получится очень красивый, потому что ткань прочная, не рвется, а если помнется, ее легко можно разгладить утюгом.
- Посмотрите, у меня в руке две короткие бумажные ленточки, а мне нужна одна длинная. Кто знает, как мне их соединить? (Предположения детей.)
- Да, бумагу можно склеить. Мы же клеим бумагу на занятии по аппликации. (Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей помочь ей склеить бумажные ленты.)
- А как мне соединить две короткие ленточки из ткани, чтобы получилась одна длинная? (Предположения детей.)
Если дети скажут, что ленточки нужно склеить, воспитатель склеивает их и, потянув за концы, показывает, что ленточки не соединились.
-Ленточки из ткани можно сшить. (Сшивает две ленточки.)
- Сегодня вы узнали, что бумага очень непрочная, она мнется, и поэтому с предметами из бумаги надо обращаться очень осторожно, чтобы их не смять и не порвать.
- Сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Катей один предмет из бумаги.
Дети расходятся по группе, и каждый приносит по одному предмету из бумаги, которые заранее разложены по всей группе. Когда ребенок отдает воспитателю предмет, воспитатель просит назвать предмет и сказать, из чего он сделан или употребить слово «бумажный».
- Бумажные предметы вы нашли. А сейчас принесите мне по одному предмету из ткани.
Воспитатель предлагает детям назвать предметы, сделанные из бумаги (книги, тетради, газеты, альбомы) и из ткани (одежда, скатерти, полотенца).
В конце занятия воспитатель предлагает детям сесть, берет в руки книгу и говорит:
- Книга сделана из бумаги, значит, она непрочная и ее легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя будет читать. Поэтому вы теперь знаете, что бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться бережно. И в нашем книжном уголке книги всегда будут красивые и их приятно будет читать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2024
Дата обновления: 06.02.2024
Дата публикации: 05.02.2024
Комментарии0
Новый комментарий